Причина дисбаланса на рынке труда

"Приведу конкретный пример. Для подготовки специалиста с полным высшим образованием требуется пять-шесть лет. Итак, чтобы установить конкретные объемы приема для подготовки специалистов по конкретным специальностям на 2012 год (а их, напомню, более 300), надо иметь в 2011 году потребность в таких специалистах как минимум на 2017 год, чего сейчас нет. Определять потребность должны министерства и ведомства, отвечающие за реализацию конкретной государственной политики, и зафиксировать ее нужно в соответствующем стратегическом плане (на 5——10 лет). Основой определения потребности должны стать прогнозы развития Украины на 15——25 лет (в частности прогноз демографического развития, научно-технического развития, состояния окружающей среды, состояния здоровья населения, образовательного потенциала, экономического развития и т.п.) как специальные научные исследования государственных академий наук, утверждаемые на соответствующем государственном уровне".

Не менее важной причиной, по его мнению, является и отсутствие баланса трудовых ресурсов в составе государственных программ экономического и социального развития, стратегий регионального развития, программ и стратегий развития отдельных отраслей общественной жизни.

Кроме того, мешает определению реальной потребности в специалистах и несогласование между названиями отраслей знаний, направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов, с классификатором видов экономической деятельности (КВЭД).

По мнению Ю. Витренко, Основным фактором, обусловливающим диспропорции на рынке труда, является цикличность развития рыночной экономики с известными фазами (кризис, депрессия, оживление, подъем), что, в свою очередь, обусловливает и соответствующие колебания совокупного предложения и совокупного спроса рабочей силы. Совокупное предложение зависит прежде всего от количества экономически активного населения, а совокупный спрос — от возможностей работодателей создать на той или другой фазе развития экономики необходимое количество рабочих мест.

К факторам, влияющим на возникновение диспропорции на рынке работы, надо также отнести демографические (уровень рождаемости, смертности, продолжительности жизни и т.п.); низкий уровень заработной платы, что побуждает к массовой миграции наиболее активной квалифицированной рабочей силы за границу; несовершенство налоговой политики по стимулированию спроса на рабочую силу; неэффективность мер государства по содействию малому и среднему бизнесу при создании им новых рабочих мест; отсутствие действенной системы привлечения инвестиций для модернизации отраслей реальной экономики с условием сохранения рабочих мест; несовершенство пенсионной системы.

Особое место среди факторов возникновения диспропорций на рынке труда Ю. Витренко выделил для системы общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочей силы.

В свою очередь доктор экономических наук, заместитель заведующего секретариатом комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады, профессор кафедры менеджмента КНЭУ им. В. Гетьмана Игорь Жиляев заявил, что считает причиной дисбаланса общую неопределенность относительно проведения реформ и перспектив развития экономики и общества Украины.

"На протяжении этого года можно было наблюдать достаточное количество примеров, которые подтверждали рискованность как прогнозирования, так и стратегического (а также тактического — краткосрочного) планирования. Например, пенсионная реформа существенным образом разбалансирует рынок труда науки и высшей школы из-за утверждения нормы об ограничении выплаты пенсии работающим пенсионерам в этих отраслях, введенного для тех, кто подпишет трудовой контракт с 1 октября с.г. (те, кто подписал контракт раньше, получают научную (и другие пенсии в полном объеме) до завершения действия контракта. Учитывая, что: 1. Средний возраст работающего доктора наук больше 60 лет (средний возраст кандидата наук тоже далек от оптимального). 2. По экспертным оценкам, почти 2/3 руководителей среднего звена университетов (заведующих кафедрами и деканами) и заведений науки (заведующих лабораториями и отделами) пенсионного возраста. 3. Недостаточное количество научных и научно-педагогических работников в возрастной категории 50——60 лет. 4. Эти категории работников назначаются по конкурсу на пять лет, можно оценить, что в следующие два года украинское образование и наука потеряют более пятой части кадрового потенциала. Руководители науки и высшего образования хорошо знают, что даже при наличии формальных признаков, в частности степени и нужного научно-педагогического стажа, необходимо несколько лет, чтобы кандидат наук имел возможность претендовать на "нормальное" исполнение функциональных обязанностей руководителя среднего звена управления. Какими могут быть риски от поспешного введения этой нормы для науки и высшей школы? Кто мог это предусмотреть (спрогнозировать, спланировать) год назад? А у кого сегодня спрогнозированы кадровые изменения в этих сферах?".

За матеріалами hitjob.com.ua

всі новини

Роздрукувати сторінку


Нагору Назад