Как реорганизовать бизнес? Алгоритм слияния и присоединения

Роман Варшавский, финансовый менеджер 
Виды реорганизации предприятий

Статьей 104 Гражданского кодекса Украины (далее ГКУ) предусмотрен такой способ прекращения юридического лица, как реорганизация. Согласно этой норме, прекращение юридического лица происходит в результате передачи своего имущества, обязательств и прав другому лицу или нескольким лицам-правопреемникам одним из следующих способов: разделение, преобразование, слияние, присоединение.

Согласно ст. 106 ГКУ, слияние, присоединение, разделение и преобразование юридического лица осуществляются по решению его участников (собственников) либо органа юридического лица, (который ее создал), уполномоченного на это учредительными документами. А в случаях, предусмотренных законом, - по решению суда или соответствующих органов государственной власти. Законом может быть предусмотрено также получение согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юридического лица путем слияния или присоединения.

В действующем Хозяйственном кодексе Украины (далее - ХКУ) также упоминается об одном из способов прекращения деятельности субъекта предпринимательской деятельности - реорганизация в форме слияния, присоединения, разделения и преобразования (ст. 59).

Определение понятия "реорганизация субъектов хозяйствования" приведено в частях 1 - 5 ст. 59, ХКУ.

Гражданский кодекс уделяет особое внимание таким видам реорганизации, как преобразование и выделение:

- Преобразование юридического лица, как указано в ст. 108 ГКУ, - это изменение его организационно-правовой формы, в результате чего к новому юридическому лицу переходят все имущество, все права и обязанности предыдущего юридического лица. Предприятие, которое реорганизуется, в случае такого преобразования, не ликвидируется, а просто изменяет свою организационно-правовую форму;

- Выделение, с позиции ГКУ (ст. 109), - это переход по распределительному балансу части имущества, прав и обязанностей юридического лица к одному или нескольким создаваемым новым юридическим лицам. К выделению применяются по аналогии положения частей первой, второй и четвертой статьи 105 и положения статей 106 и 107 настоящего Кодекса.

Закон о хозобществах определяет, что реорганизация такого предприятия, как ООО, происходит по решению высшего органа общества, которым, согласно ст. 58, является собрание участников. В них принимают участие участники общества или назначенные ими представители. Участники имеют количество голосов, пропорциональное размеру их долей в уставном фонде. Полномочными собрание участников считается, если на нем присутствуют участники (представители участников), владеющие в совокупности более чем 60 процентами голосов. Решение о реорганизации принимается простым большинством голосов и оформляется в виде протокола собрания участников общества.

Согласно Статье 105 ГКУ, Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом орган, осуществляющий государственную регистрацию, который вносит в единый государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, ликвидации.

Как реорганизовать госпредприятия?

Государственные предприятия реорганизовываются несколько другим порядком. Решение о реорганизации принимает орган, уполномоченный государством распоряжаться государственным имуществом, которое находится на балансе подлежащего реорганизации предприятия (профильное министерство или ведомство). Порядок действия при реорганизации - аналогичный, на основании тех же норм законодательства. Реорганизация предприятия предполагает решение ряда вопросов. Рассмотрим их ниже.

В органах внутренних дел

В соответствии с "Положением о разрешительной системе", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 1992 г. N 576 и приказом МВД от 11.01.2011 № 5 "О признании утратившим силу приказа МВД от 11.01.99 N 17 "(вступил в силу 21 февраля 2011 года), порядок изготовления печатей и штампов, а также порядок выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов с 21.02.2011 уже не требует получения разрешения органов МВД.

Ликвидационная, реорганизационные комиссия согласно своему протоколу уничтожает печать соответствующим актом;

- Если в процессе реорганизации (слияния) образуется новое предприятие, его нужно зарегистрировать в установленном порядке и получить печати и штампы.

В органах государственной налоговой службы

В случае принятия собственником (собственниками) или уполномоченным органом решения о ликвидации, в том числе путем реорганизации, в соответствии с действующим законодательством Украины для снятия с учета налогоплательщику - юридическому лицу необходимо:

Согласно разделу XI п. 11.1 Приказа Государственной Налоговой Администрации Украины № 979 от 22.12.2010р. "Об утверждении Порядка учета плательщиков налогов и сборов и признании утратившими силу приказы Государственной налоговой администрации Украины": согласно п.11.1.1. В 3-дневный срок с даты внесения в Единый государственный реестр сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения (реорганизации), подать в орган государственной налоговой службы, в котором налогоплательщик состоит на учете, следующие документы:

- Заявление о прекращении налогоплательщика по ф. N 8-ОПП

- (Приложение 17), дата которого фиксируется в журнале по ф. N 6-ОПП;

- Оригинал справки по ф. N 4-ОПП;

- Копию распорядительного документа (решения) собственника или органа,

- Уполномоченного на то учредительными документами о прекращении;

- Копию распорядительного документа о создании комиссии по

- Прекращению (ликвидационной комиссии).

В таком же порядке должны быть представлены документы и в случае принятия решения о закрытии обособленных подразделений юридического лица.

Если относительно налогоплательщика в Единый государственный реестр не внесена запись о принятии решения о прекращении (реорганизации), заявление по ф. N 8-ОПП органом государственной налоговой службы не рассматривается. Об этом орган государственной налоговой службы информирует налогоплательщика и предлагает ему подать повторное заявление после внесения такой записи в Единый государственный реестр. Положения настоящего абзаца не применяются к налогоплательщикам, для которых законом определены особенности их государственной регистрации и которые не включаются в Единый государственный реестр, а также обособленных подразделений юридических лиц. Такими налогоплательщиками заявление по ф. N 8-ОПП должна быть подана в 3-дневный срок после принятия решения о прекращении.

Согласно п.11.2., В связи с прекращением (реорганизацией) налогоплательщика, органы государственной налоговой службы начинают и проводят процедуры, предусмотренные настоящим разделом, в случае получения хотя бы одного из следующих документов (сведений):

- Заявления по ф. N 8-ОПП от налогоплательщика, представленной согласно пункту 11.1 этой главы;

- Сведений государственного регистратора о внесении в Единый государственный реестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица;

- Сведений из Единого государственного реестра или ЕГРПОУ, уведомления органа государственной регистрации о закрытии обособленного подразделения;

- Судебных решений или сведений из Единого государственного реестра, другой информации относительно принятия судом решений о возбуждении производства по делу о банкротстве или признании банкротом налогоплательщика, возбуждении дела или принятия решения судом о прекращении юридического лица, признании недействительной государственной регистрации или учредительных документов налогоплательщика, изменении цели учреждения, реорганизации налогоплательщика.

Согласно 11.2.1. При получении первого из документов о прекращении налогоплательщиков делается запись в журнале по ф. N 6-ОПП.

Согласно 11.2.2. При проведении мероприятий, связанных с прекращением налогоплательщика, органы государственной налоговой службы организуют и планируют их так, чтобы требования по уплате платежей, контроль за взиманием которых осуществляют органы государственной налоговой службы, были сформированы и полученные лицом, ответственным за погашение денежных зобов 'язань или налогового долга налогоплательщика, не позднее срока, определенного для заявления кредиторами своих требований.

Согласно 11.2.3. Информация о получении органом государственной налоговой службы документов (сведений), определенных настоящим пунктом, доводится до сведения структурных подразделений такого органа государственной налоговой службы и органов государственной налоговой службы, в которых плательщик состоит на учете по неосновному месту учета или в которых состоят на учете его обособленные подразделения. По результатам проведения соответствующих мероприятий в связи с прекращением налогоплательщика или после проведения документальной внеплановой проверки и истечения законодательно установленных сроков уплаты согласованных денежных обязательств такого налогоплательщика ответственные работники таких подразделений (органов) подписывают обходной лист или готовят соответствующее заключение о причинах невозможности выдачи справки об отсутствии задолженности по налогам, сборам по ф. N 22-ОПП.

После проведенной проверки налогоплательщика, в случае установления факта отсутствия у него задолженности перед Государственным бюджетом Украины и местными бюджетами, орган государственной налоговой службы снимает его с учета. Снятие с учета налогоплательщика в органах государственной налоговой службы осуществляется при наличии уведомления от учреждения банка о закрытии такому плательщику счетов.

В Пенсионном фонде Украины

Согласно п.5.1 раздела 5 Постановления № 21-6 от 27.09.2010 "Об утверждении Порядка постановки на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование".

Согласно 5.1. В случае получения от государственного регистратора уведомления о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица орган Пенсионного фонда в 10-дневный срок проводит документальную проверку плательщика относительно правильности начисления и уплаты единого взноса. На основании акта проверки плательщик осуществляет окончательные расчеты.

При наличии задолженности у плательщика, государственная регистрация которого прекращается, орган Пенсионного фонда составляет в двух экземплярах справку о долге по всем видам платежей, один из которых направляет ликвидационной комиссии, второй - правопреемнику, если он есть.

Орган Пенсионного фонда закрывает дело плательщика после окончательного погашения им недоимки по уплате страховых взносов и других платежей в бюджет Пенсионного фонда. Регистрационный номер ликвидированного плательщика страховых взносов в дальнейшем не используется, его платежи учитываются в базе данных до конца текущего года. Снятие с учета плательщика фиксируется в журнале учета плательщиков. Дело такого плательщика сдается в архив органа Пенсионного фонда по окончании отчетного года.

В Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве

Согласно законодательству Украины предприятие, подлежащее ликвидации, в 10-дневный срок со дня принятия решения о реорганизации, ликвидации должно подать в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда заявление о снятии с учета с указанием ее правопреемнику (если он определен), документ о ликвидации (решение собственника, суда или иной документ, предусмотренный законодательством), выписку из текущего счета в банке. Получив указанные документы, рабочий орган исполнительной дирекции Фонда проводит документальную проверку полноты уплаты страховых взносов.

На основании документов, представленных в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда по ликвидации, и после выполнения требований, рабочий орган исполнительной дирекции Фонда закрывает дело страхователя. Регистрационный номер страхового свидетельства ликвидированного страхователя в дальнейшем не используется, сведения о его платежей сохраняются рабочим органом исполнительной дирекции Фонда не менее трех лет.

В Фонде социального страхования по временной потере трудоспособности

В случае принятия в установленном законодательством порядке решение владельца (владельцев) или уполномоченного им (ими) органа об отмене государственной регистрации страхователя в связи с его реорганизацией или ликвидацией или решение суда страхователь обяз вязаный в 10-дневный срок со дня принятия такого решения подать в орган Фонда соответствующие копии документов и заявление о снятии с учета с указанием его правопреемника (если он определен).

Снятия страхователя с учета может быть проведено также на основании информационного уведомления органа государственной регистрации об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности на условиях, определяемых действующим законодательством.

На основании документов, поданных в органы Фонда по реорганизации или ликвидации, и после погашения долгов по уплате в Фонд страховых взносов персональное дело страхователя, закрывается. Страховщику по его заявлению выдается справка о снятии с учета в органе Фонда. Регистрационный номер ликвидированного страхователя в дальнейшем не используется, а его платеж учитывается в базе данных до конца текущего года. Персональное дело ликвидированного плательщика сохраняется в течение трех лет.

Процедура сокращения части работников при реорганизации предприятия

Согласно ч. 3 ст. 36 Кодекса законов о труде Украины (далее - КЗоТ) в случае реорганизации предприятия, учреждения, организации, действие трудового договора с работником продолжается.

При этом, п. 1 ст. 40 КЗоТ предусмотрено, что трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор, до истечения срока его действия, могут быть расторгнуты собственником или уполномоченным им органом в случае изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников.

Таким образом, при реорганизации предприятия, увольнение по п. 1 ст. 40 КЗоТ может иметь место, если это сопровождается необходимостью сокращения численности или штата работников, изменениями в их составе по должностям, специальности, квалификации, профессиям.

Варианты сокращения штата работников на предприятии, реорганизуемого в зависимости от каждой конкретной ситуации и решений, принимаемых руководителями предприятий:

Вариант 1. Расходы по проведению сокращения штата осуществляется за счет предприятия, реорганизуемого. В этом случае оно выплачивает всем лицам, которые подлежат сокращению, выходное пособие в размере не менее среднемесячного заработка, согласно требованиям ст. 44 КЗоТ, в дальнейшем утверждается руководителем предприятия новое штатное расписание, с учетом всех изменений, поскольку в случае изменения численности работников, названий должностей, окладов.

Вариант 2. Расходы по проведению сокращения штата осуществляет предприятие, поглотившее реорганизовано. Оно должно выплатить всем лицам, которые подлежат сокращению, выходное пособие в размере установленном ст. 44 КЗоТ, а также утвердить новое штатное расписание с учетом всех изменений;

Важно! О предстоящем высвобождении работники персонально предупреждаются не позднее чем за два месяца, а также учитывается преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное законодательством. Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с изменениями в организации производства и труда, собственник или уполномоченный им орган (руководитель предприятия) предлагает работнику другую работу (при наличии) на том же предприятии, в учреждении, организации (ст. 492 КЗоТ).

Не допускается! Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей до трех лет (до шести лет - в случае, если ребенок нуждается в домашнем уходе, согласно медицинскому заключению), одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида с инициативе собственника или уполномоченного им органа (ст. 184 КЗоТ).

Кредиторы и дебиторы

Говоря о расчетах с кредиторами при прекращении (реорганизации) юридического лица, следует обратить внимание, что согласно ч. 1 ст. 107 ГКУ, кредитор юридического лица, которое прекращается, может потребовать от него прекращения или досрочного исполнения обязательства. В случае слияния, присоединения (ч. 2 ст. 107 ГКУ) по окончании срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований, комиссия по прекращению юридического лица составляет передаточный акт. Он должен содержать положения о правопреемстве относительно всех обязательств юридического лица, в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ее прекращении.

Нотариально удостоверенные копии передаточного акта передаются в орган, осуществляющий государственную регистрацию, по месту государственной регистрации юридического лица, прекращается, а также в орган, осуществляющий государственную регистрацию, по месту государственной регистрации юридического лица правопреемника.

Нарушение вышеуказанного является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр записи о прекращении юридического лица и государственной регистрации создаваемых юридических лиц - правопреемникам (ч. 4 ст. 107 ГК)

Нотариально удостоверенные копии передаточного акта передаются в орган, осуществляющий государственную регистрацию, по месту государственной регистрации юридического лица, прекращается, а также в орган, осуществляющий государственную регистрацию, по месту государственной регистрации юридического лица правопреемника.

Нарушение вышеуказанного является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр записи о прекращении юридического лица и государственной регистрации создаваемых юридических лиц - правопреемникам (ч. 4 ст. 107 ГК).

В соответствии с пп. 5.2.8 Закона о прибыли, суммы безнадежной задолженности (дебиторской) могут быть отнесены в состав валовых расходов в части, которая еще не была включена в состав валовых расходов ранее, в том случае, если соответствующие меры по взысканию этой задолженности не привели к положительному результату или если по таким долгам истек срок исковой давности.

Интересная ситуация возникает и с безнадежной кредиторской задолженностью (т.е. задолженностью по оплате или поставки товаров в адрес контрагента приостановленного предприятия). По мнению налоговых органов, суммы такой безнадежной кредиторской задолженности должны включаться в состав валовых доходов ликвидированного предприятия как суммы безвозвратной финансовой помощи (п. 1.22.1 Закона о прибыли). Однако ни п. 1.22.1, ни другие нормы Закона о прибыли не связывают безнадежную кредиторскую задолженность приостановленного предприятия с безвозвратной финансовой помощью! Согласно же п. 1.22.1 Закона о прибыли, кредиторская задолженность превращается в безвозвратную финансовую помощь только по истечении срока исковой давности.

Государственный регистратор

В случае прекращения предприятия в результате слияния, присоединения, разделения или преобразования в соответствии со ст. 37 Закона о госрегистрации председатель комиссии по прекращению или уполномоченное им лицо после окончания процедуры прекращения, предусмотренной законом, но не ранее двух месяцев с даты публикации сообщения в специализированном печатном средстве массовой информации должны представить лично (направить заказным письмом с описанием вложения) государственному регистратору такие документы:

1) заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в результате слияния, присоединения, разделения или преобразования;

2) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

3) оригинал учредительных документов;

4) нотариально заверенную копию передаточного акта, если прекращение осуществляется в результате слияния, присоединения или преобразования, или нотариально удостоверенную копию распределительного баланса, если прекращение осуществляется в результате разделения;

5) справку архивного учреждения о принятии документов, которые согласно закону подлежат долгосрочному хранению;

6) документ о согласовании плана реорганизации с органом государственной налоговой службы;

7) справку соответствующего органа государственной налоговой службы о снятии юридического лица с учета в качестве налогоплательщика;

8) справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины о снятии с учета;

9) справки соответствующих органов фондов социального страхования о снятии с учета:

При государственной регистрации прекращения юридического лица в результате преобразования государственному регистратору подаются только документы, указанные в вышеупомянутых п. 1 - 4.

Передаточный акт или разделительный баланс должен быть утвержден учредителями (участниками) предприятия или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица. Подписи на передаточном акте или разделительном балансе должны быть нотариально удостоверены.

Внимание!

1. Прежде чем самостоятельно осуществлять процедуры, описанные в этой статье, следует внимательно ознакомиться с действующим на момент совершения действий по реорганизации законодательством.

2. Приведенные в статье нормы являются действующими на дату ее публикации.

За матеріалами hitjob.com.ua

всі новини

Роздрукувати сторінку


Нагору Назад