Реформа для достойной старости

Чтобы понять, какой будет пенсия после пенсионной реформы у сегодняшнего студента или менеджера среднего звена 25-40 лет, нужно ответить на три вопроса

Во-первых, зачем нам нужен второй накопительный уровень пенсионного обеспечения? В министерстве Сергея Тигипко говорят: чтобы повысить пенсии в 1,5-2 раза. То есть, если бы по сегодняшним правилам вы претендовали на 1 тыс. грн., то накопительная система позволит вам «разогнаться» аж до 2 тыс. грн. Это будет происходить за счет дополнительных отчислений в размере 7% в накопительный пенсионный фонд. Возможно, лучше выдавать 7% людям на руки, чтобы они клали их на депозиты? Ответ очевиден: так государство не сможет накопить «длинные деньги» для «развития экономики». На депозитах средства распылены и могут быть сняты в любой момент. В накопительном фонде или негосударственном пенсионном фонде они сконцентрированы на 20-30 лет.

Тогда давайте будем честно говорить: накопительная система нужна государству, а не людям. Допустим, общество согласилось с необходимостью ввести накопительную систему. Но кто и как будет гарантировать сохранность наших денег? В проекте закона очень путаная схема: сначала все кладут деньги в государственный накопительный фонд, потом выбирают негосударственный фонд или же оставляют деньги в государственном. Фонд можно менять, если тебе не нравится его политика, но не чаще, чем раз в два года. За это время с ним может произойти что угодно! И где же здесь преимущество перед депозитами? Там хотя бы есть Фонд гарантирования вкладов. А в пенсионной системе? Непонятно, кто возьмет на себя обязательства восстановить личные накопления гражданина. Также неясно, откуда возьмут на это деньги. НПФ будут «сбрасываться» на страховку, как банки, или кто-то придумает новые функции для Госфинуслуг? Или же будет происходить рефинансирование из Госбюджета, то есть из наших налогов?

В-третьих, чтобы заработать в 1,5-2 раза больше, нужно знать, куда вкладывать накопленные средства, кто это будет контролировать? Подсчеты Минсоцполитики, видимо, основываются на предположении, что средняя доходность активов, в которые будут вложены «пенсионные» средства, составит примерно 8% годовых. То есть где-то на уровне очень оптимистичной инфляции. Кто знает, что она будет такой? Кто будет отвечать, если рынки не заработают и половины этой прибыли? Законопроект дает только один ответ: если стоимость активов фонда уменьшится более, чем на 10% по отношению к рынку, с компанией по управлению активами попрощаются. Кроме того, предлагается ограничить возможности по инвестированию в определенные ценные бумаги. Например, нельзя будет инвестировать более, чем 5% в акции одной компании, более 40% в акции украинских эмитентов, более 40% в ипотечные бумаги (всего около 20 позиций ограничений).

Думаю, что этого недостаточно, чтобы оградить себя от рисков. Нужно прописать более четкий механизм гарантий. Пускай это будут облигации с доходностью «инфляция плюс» или особые требования к эмитентам, чьи бумаги будут покупать пенсионные фонды. И, конечно, онлайн-отчетность по каждому фонду. Но все это вопросы на случай, если мы уже решили запускать «второй уровень».

Правительство придумало формальную контрольную точку — достижение бездефицитности бюджета Пенсионного фонда. Чтобы он свел концы с концами перед тем, как от его доходов отщипнут сначала 2% зарплат, потом 3% и так до 7%. Однако это ли наша отправная черта? Более эффективным было бы вводить второй уровень после проведения кампании по выведению заработных плат из тени.

За матеріалами hitjob.com.ua

всі новини

Роздрукувати сторінку


Нагору Назад